Борис Стомахин. Биография.
Стомахин Борис Владимирович, родился 24 августа 1974 года в Москве. С 1994 года начал печататься в различных СМИ на политические темы. На рубеже 90-х и нулевых годов организовывал в Москве протест против второй агрессии России в Ичкерии, в первой половине нулевых годов пытался создать оппозиционную режиму Путина политическую партию. В этот же период публиковался на сайте «Кавказ-Центр»; с 2000 года издавал газету «Радикальная Политика», в 2005 основал интернет-газету «Сопротивление».
В конце 2003 года за распространение в Москве «Радикальной политики» в отношении Бориса Стомахина было возбуждено уголовное дело (уже как минимум четвертое с конца 2000 года, но предыдущие остались без последствий; по первому из этих дел 13 февраля 2001 года в квартире Бориса Стомахина был проведен обыск) по статьям 280 («Публичные призывы к экстремистской деятельности») и 282 («Разжигание розни или вражды») УК РФ. 12 апреля 2004 года у Бориса Стомахина был проведен новый обыск. Борис Стомахин был направлен на психиатрическую экспертизу; в предвидении заказного ее результата прошел обследование в Независимой психиатрической ассоциации (НПА) России, на что прокуратура, осуществлявшая надзор за уголовным делом Бориса Стомахина, ответила обыском в офисе НПА (первым за всю историю НПА с 1989 года). Летом 2004 года уехал в Украину и просил там политического убежища. Но в миграционном отделе Винницкой областной администрации, куда он обратился, ему отказали в рассмотрении его заявления по существу, заявив, что Россия – демократическое государство, там есть суд, и в этом суде он и должен отстаивать свои права. Стомахин был вынужден нелегально вернуться в Россию, где прожил 20 месяцев, находясь в международном розыске.
21 марта 2006 года был арестован, получив тяжелые травмы при попытке выбраться из квартиры через окно, и 20 ноября 2006 года приговорен к 5 годам лагерей. На «суде» обнаружилось, что в 2004 году следствием, прослушивавшим домашний телефон Стомахина, против него была организована провокация (приобрести у него «Радикальную политику» и сфотографировать его с газетой в руках был послан полицейский агент). Сидел в лагере общего режима «Буреполом» в Нижегородской области. Отбыл срок полностью и освободился 21 марта 2011 года.
После освобождения Борис Стомахин восстановил издание «РП» и сайт «Сопротивление», а также продолжал писать политическую публицистику, с антипутинских позиций комментируя события в России и мире. В июле 2012 года против него было возбуждено очередное уголовное дело по статьям 205.2 («Оправдание терроризма») и 282 УК РФ (впоследствии была добавлена и статья 280). 20 ноября 2012 года, после очередного многочасового обыска в своей квартире Борис Стомахин, был арестован. Следователь и оперативники смогли попасть в квартиру, только применив хитрость (отключили интернет и прислали якобы «мастера», чтобы Борис открыл дверь).
После «судебного» процесса, длившегося 8 месяцев, Борис Стомахин был 22 апреля 2014 года приговорен к 6,5 годам лагерей и отправлен в Пермский край. В приговоре, кроме прочего, фигурировало «оправдание терроризма народовольцев, убивших Александра Второго», о годовщине казни которого в 1881 году была заметка в «РП». По прибытии в лагерь строгого режима на станции Всесвятская Борис Стомахин сразу же столкнулся с персональным прессингом со стороны администрации, выполнявшей соответствующее указание пермского управления ФСБ. Практически сразу после прибытия ему начали назначать под абсолютно надуманными предлогами 15 суток ШИЗО, потом перевели в отряд «строгих условий содержания», а оттуда еще через неделю – в помещение камерного типа на 4 месяца.
Тем временем в Москве активно раскручивалось еще одно уголовное дело против Бориса Стомахина по статье 205.2 УК РФ, возбужденное московским ФСБ в марте 2014 года, когда он уже сидел в СИЗО по предыдущему делу. Борису Стомахину инкриминировалось написание в СИЗО и передача на волю текста о двух взрывах в Волгограде в конце декабря 2013 года. В июне 2014 года ФСБ, опять же проникшей обманным путем, был проведен новый обыск в квартире Стомахина, где на тот момент проживала его мать, ныне покойная. В декабре 2014 года Бориса этапировали из Пермского края обратно в Москву, предъявили наспех сляпанное (т.к. его знакомый, которому его сперва хотели предъявить, успел уехать в Украину) обвинение. 20 апреля 2015 года военный «суд» приговорил Бориса Стомахина к трем годам лагерей. Из них к предыдущему сроку было добавлено всего 6 месяцев (т.е. вместо 6,5 лет стало 7), поскольку доказать «вину» Стомахина ФСБ не смогло, в приговоре было написано: «передал неустановленному лицу в неустановленное время неустановленным способом».
После этого Борис Стомахин был возвращен в лагерь на станции Всесвятская, где прессинг и провокации начальства против него продолжились. С самого момента приезда (август 2015) Стомахин был опять помещен в отряд «строгих условий содержания», в октябре 2015 – в помещение камерного типа на полгода, в феврале 2016 – в единое помещение камерного типа на год, и т.д.; все это под абсолютно нелепыми и фальшивыми предлогами. В феврале-марте 2016 года все 15 суток очередного ШИЗО Борис Стомахин держал голодовку протеста против назначения ему этих 15 суток под абсолютно лживым предлогом «нарушения формы одежды». Когда в сентябре 2016 года до конца его срока осталось немногим больше трех лет, администрация лагеря начала процесс отправки Бориса Стомахина как «злостного нарушителя режима содержания» на крытую тюрьму, куда по «закону» РФ можно отправлять на срок не более трех лет.
В декабре 2017 года прибыл на крытую тюрьму в город Балашов Саратовской области. Там давление администрации приняло другие формы: в ШИЗО (под тем же самым лживым предлогом «нарушения формы одежды») Борис был только один раз – неделю в августе 2019 года, незадолго до освобождения, и всю эту неделю держал голодовку в знак протеста. Основной же формой прессинга в Балашове оказалось проведение в одиночной камере Стомахина обысков каждые 2-3 дня, причем в максимально унижающей его человеческое достоинство форме. Так, за 2018 год их было проведено 93 (!!).
В январе 2018 года Борис Стомахин был заочно награжден медалью «За мужество», учрежденной жюри премии «За журналистику как поступок». Поводом для награждения послужила статья «Крым – это Украина», написанная летом 2014 года в Медведковской тюрьме в Москве.
9 мая 2018 года состоялось решение ЕСПЧ по жалобе 2007 года на первый приговор Бориса Стомахина от 2006 г. Было признано, что власти РФ приговором от 20.11.2006 года нарушили право Стомахина на свободу выражения мнения. В качестве компенсации ЕСПЧ обязал власти РФ выплатить Борису 12500 евро. Минюст РФ не менее двух раз присылал ему сообщения, что эта сумма назначена к выплате – однако до настоящего времени выплата так и не произведена. Вероятно, негласной причиной этого является внесение Бориса Стомахина еще в сентябре 2012 года Росфинмониторингом в так называемый «список экстремистов и террористов» (внесенные в него лица лишаются возможности пользоваться любыми банковскими услугами и финансовыми инструментами на территории РФ, то есть фактически обрекаются на голодную смерть). Жалобы адвокатов на приговоры Стомахину 2014 и 2015 годов приняты ЕСПЧ, но пока не рассмотрены.
С января 2019 года часть 1 статьи 282 УК РФ была перенесена из уголовного кодекса в административный, поэтому «суд» в Балашове уменьшил срок Стомахина на 2 месяца. Таким образом, он освободился 19 сентября 2019 года.
В кампаниях в защиту Бориса Стомахина как в 2006-11 годах, так и в 2012-19 участвовали Валерия Новодворская, Александр Литвиненко, Константин Боровой, Аркадий Бабченко, Витаутас Ландсбергис, Владимир Буковский, Наталья Горбаневская, Сергей Григорьянц, Яков Кротов, Алла Дудаева и др. Оба срока Стомахина были рекордными: это были самые большие в постсоветской России сроки заключения по данным статьям УК, то есть только ЗА СЛОВА, в отсутствие какого бы то ни было ущерба и каких-либо потерпевших от его текстов.
Своей резкой враждебности к чекистскому режиму Путина, фактически ликвидировавшему права человека в РФ и восстановившему тоталитаризм, Борис Стомахин никогда не скрывал, и менять свое к нему отношение не видит никаких оснований. ФСБ уже 20 лет числит Бориса Стомахина в списке своих наиболее непримиримых врагов, что несколько раз доводилось до его сведения через неофициальные каналы.
После освобождения 19.9.2019 Борис Стомахин жил в Москве на нелегальном положении, не по месту регистрации. Он понимал, что чекисты не оставят его в покое и что единственный выход для него – попасть на территорию Украины и получить там политическое убежище. Легальной возможности сделать это у него не было (например, все попытки получить заграничный паспорт в предыдущие годы блокировались ФСБ, что позволяет уверенно говорить о наличии его фамилии в так называемых «стоп-листах» российской погранслужбы). Поэтому Борис Стомахин был вынужден нелегально перейти из Белгородской области России в Сумскую область Украины и так же нелегально добраться до Киева.
Нет никакого сомнения, что в противоположном случае Борис Стомахин был бы арестован в России даже быстрее, чем в прошлый раз – или за высказанную критику власти, или в результате какой-либо провокации, чтобы его нельзя было считать политзаключенным и вести кампанию в его защиту.
С 2020 года, является членом Наблюдательного Совета Международной ассоциации «Институт национальной политики».
В 2021 году, Борис Стомахин получил в Украине статус беженца.
Постоянно публикуется в крупнейшем русскоязычном издании Сyprus Daily News.